Ghibli•Online (burninsnikers) wrote,
Ghibli•Online
burninsnikers

Categories:

«Карман Паку-сана» № 10

10.jpgВпечатления после просмотра фильма «Виолончелист Гош»
Пишет Тикако Мацумото из префектуры Тояма

Здравствуйте! Вам пишет ученица седьмого класса.
Мне довелось впервые ознакомиться с новой работой господина Такахаты «Виолончелист Гош». Конечно, я и прежде смотрела его мультфильмы, например, «Люпена III» и «Энн из Зелёных Мезонинов», но сильно увлеклась, посмотрев шедевр на большом экране. Ещё в пятом классе я изучила много всякого разного, обзавелась несколькими книжками Кэндзи Миядзавы… И хочу сказать, что Ваш «Виолончелист Гош», уважаемый Такахата, произвёл на меня огромное впечатление. Особенно, когда сравниваешь с тем, что проходила в пятом классе, так сразу примечаешь все интересные ходы и идеи произведения.
Первым делом хочется поговорить о диалогах.
Когда я смотрела фильм, то удивлялась: мне казалось, что реплики персонажей совершенно не такие, как были в оригинале. А когда вернулась домой и открыла свои записи за пятый класс… оказалось, что так и есть. Обычно предпочтение отдают точной передаче диалогов оригинального произведения, а недостающие части покрывает видеоряд. В нашем же случае ощущения самого Кэндзи Миядзавы превратились в диалоги и мне это очень понравилось.
Теперь давайте поговорим о том, как подаётся музыка в фильме.
В своей первой речи Вы сказали: «Мы вставили слишком много музыки», но я с Вами не соглашусь. На мой взгляд, каждая мелодия вкупе с анимацией оставляют зрителю сильнейшие впечатления.
В третью очередь я хочу отметить подачу метафор в текст.
Кэндзи Миядзава использует очень много метафор в своих текстах. И это произведение не исключение, мы слышали в «Гоше» такие реплики, как «словно раскаты грома», «стрелой вылетела», «казалось, они пережили страшный пожар» — самые разные метафоры, афоризмы, олицетворения и аллегории. Но чтобы их понять и оценить мог каждый — и взрослый, и ребёнок, — не обойтись без выразительной анимации. А ещё в оригинальном произведении повествование идёт очень расплывчато. Мне кажется, что Вы и это передали в своём фильме.
Но что мне нравилось в оригинале, так это то, как фразами «голосили, что есть мочи», «в лад им подпевали», «разносилась порывами двухцветных ветров» передавалась игра на музыкальных инструментах. В фильме всё это передано с помощью настоящей музыки и мультипликации, а жаль, очень хотелось посмотреть, как воплотятся в жизнь инструменты. Смею предположить, что Вы и сами, уважаемый Такахата, очень долго думали, как же всё это изобразить…
Мы посмотрели «Виолончелиста Гоша» всей семьёй. Я от лица четверых человек описываю Вам наши впечатления о фильме.
Уверена, Вы создадите ещё много произведений, полных самых интересных идей. Я желаю Вам удачи и с нетерпением жду Ваших новых работ.



10.jpgОтвет на письмо поклонницы — ученицы средней школы

Госпожа Тикако Мацумото, спасибо за Ваше письмо.
Я счастлив узнать из Вашего письма, что Вы внимательно смотрели нашу версию «Виолончелиста Гоша» и сравнивали её с оригиналом. Определённо, вы составляете своё мнение на основе собственных исследований того, что Вас интересует. К тому же несмотря на Ваш возраст Вы способны чётко письменно излагать свою точку зрения. Ваша сообразительность меня удивила, и я был просто поражён Вашим письмом.
Госпожа Тикако Мацумото, я искренне надеюсь, что Вы воспользуетесь этой силой, чтобы постепенно развиваться и расти над собой.
Как Вы заметили, мы сохранили практически все диалоги из рассказа и, к тому же, добавили некоторые сцены и реплики, чтобы включить достаточно музыки, которую невозможно услышать, читая оригинал.
Верен или нет первоисточнику фильм, основанный на уже существующем произведении, — вопрос, конечно, интересный, но он не влияет на качество самого фильма, потому что сам фильм должен доставлять удовольствие тем, кто не знаком с оригиналом. Так что нас не так уж сильно волнует оценка того, насколько мы были ему верны, но, как и Вы, мы старались взять от него как можно больше. Лишь так мы могли выразить своё уважение автору «Виолончелиста Гоша» Кэндзи Миядзаве. Рассказ сам по себе — уже крепкая законченная работа, которую мы не хотели сокращать и урезать, обращая в некий абстрактный короткометражный фильм — подобие шедевра. Всё же у нас и без этого хватало работы.
Допустим, рассказ — это чистая от примесей ароматная эссенция, тогда то, что мы старались представить, — это некий мутный «основной раствор»; вот к чему мы изначально стремились. В частности поэтому действие у нас происходит именно в Японии, на родине Миядзавы, и включает события его повседневной жизни в городе и на природе. Хотя я считаю, что «Пасторальная» — самый важный элемент этого «основного раствора». Поскольку главная тема здесь складывается из единения музыки, людей, природы и животных, мы не хотели, чтобы фрагменты музыки служили просто «фоном», мы хотели, чтобы музыка свободно самовыражалась, мы думали, что будет замечательно, если наша работа станет «местом», где все люди смогут ощутить истинную мощь музыки. Так что мы искренне рады Вашим словам о том, что вы не согласны с тем, что в фильме «слишком много музыки». Каждый раз на показах, когда во время финальных титров зрители продолжали сидеть, поглощённые музыкой, слушая пятую часть симфонии, мы неминуемо ощущали прикосновение чего-то значительного, выходящего за рамки фильма.
Оставаясь в созвучии с природой, используя её дары, не забывать восхищаться ей и благодарить её. Так с давних времён люди относились к природе, и это чувствуется в «Пасторальной» без слов. И такие эмоции всегда были в работах Кэндзи Миядзавы.

Тогда мужчины, повернувшись в разные стороны, дружно закричали.
— Эй-эй! Можно ли нам распахать здесь поля?
— Можно, — ответили хором четыре бора.
— А можно дома здесь построить?
— Да, — ответили хором леса.
— А можно огонь здесь разжечь?
— Можно, — ответили хором леса.
А крестьяне не унимались:
— А можно деревья срубить?
— Можно, — ответили хором леса.
Крестьяне радостно хлопнули в ладоши, женщины чуть ли не в пляс пустились, а дети загалдели, принялись озорничать, за что женщины их хорошенько отшлёпали.

Так крестьяне начали возделывать землю в рассказе «Волчий лес, Лес Бамбуковой корзины и Воровской лес», который включён в сборник «Ресторан многих заказов». Может быть, Вы уже читали его? Разве последний параграф не звучит словно часть со скерцо из «Пасторальной»?
Конечно, есть разница между Бетховеном, который любил гулять по деревенской Вене, и Миядзавой, который боролся с тяжёлыми условиями в сельском Тохоку, стремясь к процветанию нищих крестьян, но в том, что касается «Гоша», я думаю, что «Пасторальная» явно легла в основу замыслов Миядзавы.
Длинное вышло письмо. Я не мастак излагать мысли письменно, поэтому ученице первого класса средней школы может быть сложновато меня понять. Хотя я верю, что Вы поймёте меня как никто другой, поэтому я излагаю наши мысли прямым текстом.
Ещё раз спасибо за Ваше прекрасное письмо. Пожалуйста, и дальше читайте работы Кэндзи Миядзавы.

«Кукушкины вести» № 10, выпуск от 10 августа 1984
Режиссёр Исао Такахата

Письмо читательницы в переводе Xellos Slayer, цитата из рассказа «Волчий лес, Лес бамбуковой корзины и Воровской лес» в переводе Е. Рябовой.

Tags: gauche the cellist, isao takahata, Виолончелист Гош, Исао Такахата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments