Ghibli•Online (burninsnikers) wrote,
Ghibli•Online
burninsnikers

«Карман Паку-сана» № 5

5.jpgСнова о мордах животных

После прочтения последней заметки некоторые читатели наверняка подумали: «А есть ли вообще японские рисунки, где лица представлены анфас или в профиль?». Возможно, моя манера подачи материала оказалась несколько сбивающей с толку или неточной, но очевидно, что и сейчас (и так издавна повелось) в подавляющем большинстве японских рисунков представлены портреты в три четверти. Анфас проще рисовать лица со вздёрнутым или приплюснутым носом как у меня, но в остальных случаях предпочтение отдаётся ракурсу в три четверти, возможно, потому, что так проще уловить внешность. Тема об изображении людей анфас, в профиль или в три четверти в рисунке, фотографии или анимации очень интересна в отношении того, как воспринимают это наблюдатели, но сейчас я вернусь к животным.
Если вы хотите запечатлеть внешние признаки животных, их тоже следует изобразить в три четверти, как и людей. В самом деле в древности в Японии встречались такие рисунки. Однако японские рисунки морд тануки и лисиц, должно быть, пошли откуда-то ещё. В японском фольклоре тануки и лисицы обманывают людей с помощью превращений, они могут принять даже человеческий облик. Я думаю, что это восприятие животных как чего-то знакомого привело к минимизации свойственных им выдающихся черт вроде острых носов и тому подобного. Вместо этого свойственные животным черты стали переноситься на человекоподобные лица. Но можно взглянуть на это и с другой стороны: начните с человеческого лица, которое напоминает вам морду лисицы или тануки, затем сделайте его ещё более человеческим, затем добавьте шерсть и прочее. Вот так получится морда лисы или тануки. Вероятно, так к этому и пришли.
Японцам хорошо удаётся придавать мордам животных человеческий облик, но на Западе люди традиционно придерживаются правдоподобного изображения животных, будь то иллюстрированные пособия или сказки (хотя в наше время так уже далеко не всегда). И что особенно интересно, несмотря на то, что у уроженцев Запада более выдающиеся черты, вместо того, чтобы делать плоскими звериные морды, они придают более объёмные животные черты человеческим лицам. Здесь я привожу один пример. (Когда японцы впервые увидели рыжеволосых людей, они, должно быть, подумали, что те больше похожи на зверей или птиц.)
Lebrun.jpg
Рисунки Шарля Лебрена

«Кукушкины вести» № 5, выпуск от 10 марта 1984
Режиссёр Исао Такахата

Tags: gauche the cellist, isao takahata, Виолончелист Гош, Исао Такахата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments