Ghibli•Online (burninsnikers) wrote,
Ghibli•Online
burninsnikers

Categories:

Рэйко Окуяма: дань легенде, проложившей путь анимации

Okuyama_Photo.png
Рэйко Окуяма в 1966 во время работы над "Принцем Севера"


В своём поколении аниматоров в эпоху классических фильмов студии "Тоэй Дога" Рэйко Окуяма сыграла одну из важнейших ролей — художник, чья работа всегда отличалась подлинной мощью и энергией. Она положила начало борьбе с пренебрежением к женщинам и дискриминацией на рабочем месте, потеснив мужчин на важных должностях, прежде предназначавшихся только для них, сражаясь за устранение зависимости уровня зарплат от пола сотрудника и с несправедливой политикой в отношении замужних женщин и матерей, которых принуждали увольняться с работы. Окуяма решительно доказала, что женщины обладают не меньшей способностью к созиданию, чем мужчины.

Большую часть детства и отрочества Окуяма провела прикованной к постели, сражаясь с болезнью. Увлёкшись книгами, она развила невероятно высокую технику чтения и уже к четвёртому классу с лёгкостью поглотила все работы Шекспира. Коротая время, она писала и ставила пьесы вместе с соседскими детьми; и костюмы для каждой постановки она придумывала и делала сама. Её поразили и встревожили противоречия, охватившие окружающих взрослых с окончанием Второй мировой войны, и жертвы, на которые те шли. Поступив в благотворительную школу, она стала допытываться учителей, проявив себя одарённой бунтаркой. Вскоре она стала заядлой читательницей Жана-Поля Сартра и поклонницей Симоны де Бовуар.
Вопреки воле родителей вместо того, чтобы учиться в провинциальном университете, Окуяма сбежала в Токио; позже её дедушка рассказал ей о вакансии, размещённой в газете: компания под названием "Тоэй Дога" набирала персонал. В поисках стабильной занятости она подала заявление на вакансию, приняв слово 動画 [дóга] в названии компании за омоним, означающий "детские рисунки". Уверенная, что её приглашают в компанию, издающую книжки с картинками, она прибыла в офис на собеседование, где её попросили нарисовать промежуточные кадры анимации мальчика, поднимающего молот и ударяющего по колышку. Удивлённая и озадаченная, она, тем не менее, выполнила задание и тут же была принята.

Стоило Окуяме приступить к новой работе, как в ней проснулся борец с несправедливостью, которую она здесь видела повсюду. Обратив внимание на то, что женщин принуждали бросать работу после родов либо откладывать брак ради того, чтобы сохранить за собой рабочее место, она поклялась создать семью и продолжить работу на передовой.
В 1963 Рэйко Окуяма вышла за Ёити Котабэ, вскоре родился их первый ребёнок. Вернувшись из декретного отпуска, она столкнулась с требованием руководства студии перейти с работы в штате на контрактную. Она отказалась, и студия отомстила понижением в должности, лишением премии и угрозами увольнения её супруга Котабэ под предлогом прогулов (по утрам Котабэ брал уроки вождения, чтобы возить ребёнка в ясли и, соответственно, опаздывал на работу). К счастью, сотрудники, среди которых были Ясуо Оцука и Исао Такахата, сумели организовать профсоюз аниматоров. Профсоюз тут же ринулся на защиту, наняв юриста, вынудив студию отступиться. В итоге Котабэ был лишь понижен в должности, а Окуяма смогла продолжить работать в штате.

У каждого из основоположников анимации "Тоэй Дога" — Ясудзи Мори и Акиры Дайкубары — был свой собственный стиль: Мори добивался от своих рисунков чистоты и лоска; Дайкубара спокойно относился к небрежности и вольности в своих рисунках. Поэтому аниматоров в зависимости от их собственных стилистических наклонностей приписывали к тому или другому, что привело к появлению двух разных типов аниматоров "Тоэй". Ясуо Оцука, к примеру, работал под началом Дайкубары, что привело к появлению свободной и резкой манеры, которая сделала его работы такими прекрасными. В то же время Ёити Котабэ работал у Мори, от которого Котабэ унаследовал деликатный штрих и чистые, утончённые рисунки. Окуяма была уникальна в том, что работала с ними обоими; она быстро заняла важное положение аниматора-универсала, её ценили за исключительные художественные навыки и целеустремлённость.
Первой анимационной работой Окуямы стала "Легенда о Белой Змее" (1958) — первый японский цветной полнометражный анимационный фильм. Она делала фазовку для опорных кадров Ясудзи Мори (которые вычищал второй аниматор ключевых кадров Масатакэ Кита). Для Мори она рисовала фазовку знаменитой сцены стычки животных. Для работы над вторым полнометражным фильмом "Тоэй" — "Юный Сарутоби Сасукэ" (1959) — она была назначена вторым художником-аниматором. Это невероятно быстрое повышение стало возможным благодаря тому, что до этого она рьяно работала над заброшенной короткометражкой "Джекпот господина Тануки" режиссёра Масао Кумакавы, показав компании, но что способна. И это пошло ей на пользу.

Во время создания "Путешествия на Запад" (1960), третьего полнометражного фильма "Тоэй", Окуяма продолжила скакать между двумя стилистическими полюсами, помогая Дайкубаре в сцене, где Чжу Бацзе поедает супницу, и Мори в одной из самых известных его сцен, где Рин-рин на общем плане бредёт по снегу, пробираясь через буран, и наконец падает в сугроб. С каждым успешным фильмом она повышалась в должности: в фильме "Брат-Сирота" (1961) она уже помощник аниматора ключевых кадров, а в "Приключениях Синбада" (1962) она, наконец, доросла до аниматора ключевых кадров. Ещё она подкинула много идей для фильма "Принц Кусинагу охотится на Большого Змея" (1963), нарисовала анимацию и разработала сцену в подземном дворце Цукуёми, брата главного героя. Она продемонстрировала прекрасную работу как аниматор первых телесериалов "Тоэй" "Кэн — мальчик-волк" (1963) и "Суетливый Панч" (1965).
Затем последовал масштабный фильм творческого сообщества "Принц Севера" (1965—1968), в котором Окуяма сыграла важнейшую после Хаяо Миязаки роль, придумывая дизайн и рисуя анимацию. Она создала многих женских персонажей фильма (в том числе их одежду), среди них и девочка Мауни и невеста Пирия. Она анимировала множество сцен, в том числе эпизод, где медвежонок Коро появляется в деревне, и дети начинают его гонять; кадры с коварным заправилой Драго, и, что особенно важно отметить, многие ключевые сцены с печальной героиней Хильдой.

Ясудзи Мори и Окуяма вдвоём создали облик Хильды и анимировали её. Это было равноправное партнёрство, Мори не вмешивался в анимацию Окуямы. Внимательный зритель заметит небольшую разницу в том, как они рисовали героиню. Мори работал над сценами со сложными противоречивыми эмоциями, которые ему удалось прекрасно передать (например, Хильда и Хольс у озера). Окуяма отвечала за Хильду, когда её чувства были более прямолинейными, к примеру, когда Хильда бросает топор в деревенского главаря. Она же работала над сценой с Хильдой в кресле-качалке, запоминающимся эпизодом, где Хильда на лугу держит на руках Мауни, и кульминационной стычкой Хильды с Хольсом на краю смертоносного обрыва.
В следующем фильме "Кот в сапогах" (1969) она отвечала за проделки в доме в начале фильма и сцену с женихами. Затем она проделала значительную работу над анимацией в фильме "Летающий корабль-призрак" (1969), который стал дебютом её супруга в должности главного художника-мультипликатора. С выходом фильма "30000 миль под водой" (1970) Рэйко Окуяма стала первой женщиной в должности главного аниматора (на самом деле она разделяла обязанности с тремя другими сотрудниками, и их творческий коллектив был указан в титрах под собирательным псевдонимом "Окута Садахиро", составленным из частей их имён). Каждый аниматор отвечал за определённых персонажей, и Окуяма рисовала двух главных героев. Наконец, в "Зверином Острове Сокровищ" (1971) Окуяма занималась незабываемой сценой в "Бенбоу" в начале фильма.

На стадии подготовки к производству продолжения "Кота в сапогах" ("Кот в сапогах на Диком Западе", 1972) ситуация в "Тоэй Дога" начала необратимо меняться. Исао Такахата, Хаяо Миязаки и Ёити Котабэ ушли со студии вслед за Ясуо Оцукой (который был в числе первых, покинувших студию в 1969 году) ради работы в A Production. Окуяма и главный аниматор Ясудзи Мори оказались сами по себе. Когда костяк студии оставил рабочие места, отношения между профсоюзом аниматоров и руководством студии быстро испортились, что привело к массовым увольнениям и простоям в работе. В этот период Окуяма работала аниматором над выдающимся новаторским фильмом "Печальная Белладонна" (1973) производства Mushi Production под псевдонимом "Рэйко Китагава". В "Тоэй" её раздражала ограниченность сугубо детским творчеством, и она сочла взрослые темы "Белладонны" более раскрепощающими. Приняв участие в создании многих экранизаций манги, предпринятых "Тоэй", вроде "Мазингер Зет", Окуяма была вынуждена стать главным аниматором "Русалочки" (1975), оказавшись в весьма сложной ситуации, когда больше некому было взять на себя эти обязанности. Должность контролёра анимации "Кругосветного путешествия Кота в сапогах" (1976) стала её последней работой в "Тоэй".

Уволившись из "Тоэй Дога", Окуяма тут же присоединилась к Такахате, Миязаки и Котабэ для работы над сериалом "3000 лиг в поисках матери" (1976) в должности второго главного аниматора. Она разработала множество запоминающихся персонажей этого классического сериала, например, бездомных аргентинских мальчика и девочку, с которыми подружился Марко. В "Ниппон Анимейшн" Окуяма проработала недолго, решив стать вольнонаёмным сотрудником. В этом качестве она успела поработать над многими телесериалами, пока наконец не пришла на выручку своему мужу в работе над анимацией для последнего "большого" фильма студии "Тоэй", "Таро — сын дракона" (1979).
С этого момента она начала постепенно отдаляться от коммерческой анимации. С 1979 года она иллюстрировала множество детских книг, а с 1985 преподавала анимацию в Токийской академии дизайна. Примерно тогда же она заинтересовалась гравюрой по меди, неоднократно проводила выставки своих работ и помогала независимому режиссёру Таданари Окамото с анимацией в его последнем фильме "Ресторан многих заказов" (1991).

После долгой отлучки Окуяма вернулась в анимацию с антологией фильмов "Зимние дни" (2003), создав выразительную и душевную оду материнству и скорби. Волнующая и воодушевляющая — похоже, она собиралась создать больше работ в таком духе, и я горел желанием стать свидетелем новой эпохи в её творческой жизни. Увы, этот короткометражный фильм стал её прощальным подарком миру. Её сломила болезнь, и Рэйко Окуяма умерла в мае 2007 года. Одна из звёзд, заложивших основы японской коммерческой анимации, не счесть все способы, коими Рэйко Окуяма внесла свой вклад в это искусство. Её кончина — прискорбная потеря.

Бенджамин Эттингер
(Из материалов для американского издания "Принца Севера" на Blu-ray)

Бенджамин Эттингер — переводчик с японского языка, писатель и учёный; и крупнейший специалист по истории японской анимации на Западе. Среди прочих он ведёт вебсайты Anipages и Animated Music Videos. Также его заметки появляются на Cartoon Brew. В настоящее время он живёт в Ванкувере (Британская Колумбия).

Tags: prince of the sun, the great adventure of horus, Принц севера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments